Фарфор


Фарфор

ФАРФО́Р (тур. farfur, перс, fegfur — титул китайского императора) — изделия тонкой керамики со спекшимся, непроницаемым для воды, белым, просвечивающим в тонком слое черепком без пор. Изв. с 4—6 вв. в Китае, с 10 в. в Корее, с 16—17 вв. в Японии. Из Ф. изготавливают посуду, вазы, мелкую пластику, архит. детали и др. Для Ф. используют глину, каолин, полевой шпат и кварц. Глазурь, придающая поверхности изделий блеск, делается из тех же материалов, но с добавлением плавня. Наряду с глазурованным, существует не покрытый глазурью Ф. — бисквит.

В Европу с эпохи Великих географических открытий Ф. привозила голландская Ост-Индская компания; в России первые фарфоровые изделия появились во 2-й пол. 16 в. Но до 18 в. открыть "китайский секрет" в Европе не удавалось; китайские и японские изделия ценились буквально на вес золота, им приписывали чудодейственные свойства и даже черепки разбитых вещей оправляли в драгоценные металлы и носили как украшение. Под впечатлением от Ф., отчаявшись постигнуть китайский секрет, голландцы подражали фарфору в фаянсе, венецианцы создали молочное стекло. С кон. 16 в. в Италии, а с кон. 17 в. и во Франции выделывали т. н. "мягкий Ф." без каолина ("Ф. Медичи", Ф. мануфактур в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсенне, Севре, украшенный лепными цветами с яркой росписью). Европейский интерес к Ф., в свою очередь, проявился в Китае: китайцы, оценив европейские вкусы, делали для Европы "Ост-Индский Ф.", расписанный сценами, взятыми из европ. гравюр. Иметь "порцеллиновую" (фарфоровую) комнату с китайскими редкостями было гордостью владетелей и вельмож. В России первый известный (и сохранившийся) фарфоровый кабинет был устроен во дворце Монплезирв Петергофе (ок. 1720, арх. И. Браунштейн).

Секрет настоящего, "твердого Ф." был открыт в Саксонии в 1709 И. Ф. Бётгером при содействии Э. В. Чирнхауза, составившими рецепт Ф., ставший гос. тайной. В 1710 в Саксонии основана мейссенская мануфактура, славу к-рой вскоре создали живописец И. Г. Херольдт (Герольд) и скульптор И. И. Кендлер. Ее изделия эпохи рококо (скульптуры — аллегорические и жанровые, вазы, табакерки, сервизы) после короткого периода подражания китайским приобрели самостоят. характер и оказали огромное влияние на европейское иск-во. Каждая страна Европы самостоят, открывала рецепт Ф. Вслед за мейссенским появляется венский Ф. (с 1717—18), затем секрет Ф. открывают по всей Европе. С эпохой классицизма связана слава берлинского (с 1751) и французского Ф. Во Франции, где довольно поздно открыли месторождения каолина, "твердый Ф." стали выпускать только с посл. трети 18 в.; севрская мануфактура производила не только расписанную посуду, вазы, но и скульптуру из бисквита по моделям Ф. Буше, Э. Фальконе и др. Получил известность выпускавшийся с сер. 18 в. в Англии т. н. "костяной Ф." (разновидность "мягкого", с добавками пережженной кости).

Секрет изготовления Ф. в России раскрыт ок. 1747 на основе опытов Д. И. Виноградова (1720—58) на Казенном з-де в СПб. (первый в России Имп. фарфоровый з-д, осн. в 1744). Рокайльные изделия рус. Ф. единичны, расцвет произ-ва приходится на эпоху классицизма. С кон. 18 в. на з-де работали выпускники Петерб. АХ и иностр. мастера. Получили широкую известность сервизы, вазы, скульптура. В 18—19 вв. появились частные з-ды: Ф. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый з-д) в с. Вербилки Моск. губ.; кн. Н. Юсупова (1814—31) в его усадьбе Архангельском; известный своими жанровыми скульптурами народного быта и "трактирной" посудой з-д А. Попова в с. Горбуново Моск. губ. (1806, Попову принадлежал с 1811); С. Батенина в Петербурге (1812—39). 2-я четв. 19 в. стала периодом расцвета иск-ва рус. Ф. В это время изготовлены, в частности, "Золотой" и "Гербовый" парадные сервизы, подаренные имп. Николаем I матери (кон. 1820-х гг.). С 1830-х гг. классицистич. традиции вытесняются эклектич. приемами; появляется Ф. помпейского ("помпеянского") стиля ("Этрусский сервиз" Царицына павильона в Петергофе) и др. Наиб. распространение с 1830-х гг. получил стиль 2-го рококо, заметно отличающийся от своего прототипа: изделия стали порою тяжеловесны, перегружены, ярко раскрашены, с обилием золоченых деталей. В этом стиле делались не только посуда и изящные небольшие вещи, но и часы, огромные вазы, торшеры, столешницы, даже камины; широкое распространение получили вставки из Ф. в дерево (двери, мебель). В сер. 19 в. были основаны Дулевский фарфоровый з-д (1832, сейчас в Моск. обл.), з-д бр. Корниловых в Петербурге (1835; единств. рус. з-д, вышедший на зап.-европ. рынок), з-ды А. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губ. (1839—62; выпускал вазы с лепными цветами, статуэтки и даже сделал фарфоровый иконостас для местной церкви), з-д ок. с. Буды (Харьковского у. на Украине, 1867) и др.

К кон. 19 в. Ф. широко входит в быт всех слоев населения; большинство частных фабрик было приобретено т-вом Кузнецовых, они выпускали на рынок огромное кол-во изделий разнообр. назначения, превосходного технологич. кач-ва и разл. худож. уровня, от простейших форм бытовой посуды до худож. изделий, в новых и ретроспективных стилях. Ручную роспись изделий сменили деколи (переводные картинки), позволившие начать массовое произ-во недорогих, но украшенных сложным рисунком изделий. Впоследствии наименование "кузнецовский Ф." в массовом сознании оказалось положит. оценкой дореволюционной вещи, в речи искусствоведов — уничижит. оценкой массового произ-ва. В кон. 19 в. мастера Копенгагенской королевской мануфактуры усовершенствовали и дополнили новыми красками технологию росписи солями, выполняемой до покрытия глазурью; в готовом виде изделия в этой технике имеют роспись нежными, обычно блеклыми красками. Новая эстетика датского Ф. оказалась органически близкой худож. поискам эпохи модерна; Имп. з-д в Петербурге вскоре освоил эту технологию, ставшую любимой в России на грани 19—20 вв. Гл. технолог Имп. з-да Н. Качалов пригласил на з-д художника Е. Лансере, скульптора Н. Данько, привлек к работе В. Серова, К. Сомова, С. Чехонина и др. Эпоха модерна стала временем нового расцвета фарфоровой пластики как в новых, так и в ретроспективных формах, по моделям и рисункам крупнейших скульпторов и художников России.

Послерев. время ознаменовалось появлением т. н. "агитационного Ф." с сов. тематикой (Чехонин, А. Щекотихина-Потоцкая, Данько и др.). В 20-е гг. проводились эксперименты с традиц. изделиями из Ф. в духе авангарда (К. Малевич, Н. Суетин и др.). В 30-е гг. выпуск продукции был увеличен; мн. изделия того времени отличаются "станковизмом". В сер. 50-х гг. начались поиски утилитарных форм (Т. Воскресенская в Дулеве, Э. Криммер, Суетин, С. Яковлева в Ленинграде и др.). С кон. 1960-х гг. начался отход от утилитарности в сторону большей декоративности.

Лит.: Тройницкий С. Русский фарфор. Л., 1928; Русский художественный фарфор: [Альбом]. М.; Л., 1950.

Фарфор С. Чехонина. Сервиз «Три розы». 1923

Фарфор С. Чехонина. Сервиз «Три розы». 1923

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Фарфор" в других словарях:

  • Фарфор —         (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV VI вв.: вытянутые стройные сосуды с… …   Художественная энциклопедия

  • ФАРФОР — ФАРФОР, белый, стекловидный, непористый, твердый, просвечивающийся керамический материал. Фарфор широко используется для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор появился… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ФАРФОР — (тюркское). 1) титул китайского императора у арабов. 2) род глины, идущей на приготовление лучшей посуды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРФОР высший сорт глиняной посуды, обладает твердостью,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФАРФОР — (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием… …   Современная энциклопедия

  • ФАРФОР — (тур. farfur fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФАРФОР — ФАРФОР, фарфора, муж. (новогреч. pharphouri с араб.). 1. только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия. Китайский фарфор. Севрский фарфор. Ваза из фарфора. 2 …   Толковый словарь Ушакова

  • Фарфор —     Фарфор во сне означает, что Вашим делам будет благоприятствовать успех. Если Вам приснится разбитый фарфор – значит, Ваши заблуждения послужат причиной серьезных проступков.     Если женщина во сне расписывает фарфор или просто расставляет… …   Сонник Миллера

  • ФАРФОР — муж. состав, из коего делается лучшая каменная посуда: фарфоровая глина, каолин, изветрившийся полевой шпат с кварцем; | фарфоровая посуда ·и·др. вещи. Лучший фарфор делают в Китае. Фарфоровый завод. Фарфоровая лошадь, вся рябая по беловатой… …   Толковый словарь Даля

  • фарфор — керамика, порцеллан, кракель Словарь русских синонимов. фарфор сущ., кол во синонимов: 15 • бисквит (3) • веджв …   Словарь синонимов

  • фарфор — (неправильно фарфор) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ФАРФОР — ФАРФОР, а, муж. 1. Белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Ваза из фарфора. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. Коллекция фарфора. | прил. фарфоровый, ая,… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Фарфор» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.